"Яркая вспышка и мучительная одинокая смерть в 26 лет" - так можно описать весь жизненный путь одной из самых первых супермоделей мира. Жизнь ее была короткой, однако оказалась достойной фильма и места в истории самых известных моделей.
До того, как Питер Линдберг увековечил имена Наоми, Синди, Клаудии, Линды, Кристи и Татьяны на обложке Vogue в 1990 году и сделал их новыми иконами поколения, в мире моды была одна главная звезда - Джиа Каранджи. Ее называют первой в мире супермоделью, которая открыла путь для Кэмпбелл, Тарлингтон и Кроуфорд - последнюю и вовсе в начале карьеры называли "Бэйби Джиа". Жизнь самой желанной и обсуждаемой модели 80-х перекликалась с классической историей "из грязи в князи" - только после стремительного взлета ее поджидало скорое падение на самое дно.
Джия Каранджи была самой провокационной топ-моделью 1980-х. Яркая, дерзкая, чувственная, не похожая на пресных блондинок, которые были в ту пору в почете, она бросала вызов обществу. За пылкий нрав Джию называли "диким зверем", которого никому так и не удалось укротить. Несмотря на красоту, богатство и бешеную популярность, звезда "Студии 54" всю свою недолгую жизнь была несчастна и одинока. Заглушать боль помогали наркотики - но ровно до той поры, пока они не заглушили саму жизнь.
Джиа Каранджи родилась 29 января 1960 года, в пригороде Филадельфии, в семье италоамериканца Джозефа Каранджи и американки с ирладскими и валлийскими корнями Кэтлин Каранджи. Отец владел небольшой сетью закусочных, в которых Джиа подрабатывала. В 11 мать разбила ей сердце тем, что без всяких объяснений ушла из семьи. С Джией, правда, она вскоре контакт восстановила, но, как казалось девушке, всегда уделяла ей недостаточно внимания. Так в ней росло и крепло чувство одиночества, от которого ей было так и не суждено избавиться. И это при том, что в 80-е эффектная шатенка с итальянскими корнями была мечтой миллионов.
В старшей школе она была членом "Детей Боуи" - группы преданных фанатов певца, которые ходили на концерты Дэвида Боуи и переняли его уникальный андрогинный стиль. Джиа коротко стриглась и красила волосы в яркие цвета, одевался в секонд-хендах и винтажных магазинах, где она покупала мужские рубашки, джинсы Levi’s 501 и потертые кожаные сапоги. Компания, с которой она развлекалась, часто гостила в гей-клубах. Каранджи считала себя лесбиянкой.
Первая фотосессия с Джией Каранджи случилась в 1976 году, когда ей было 16 лет - местный фотограф попросил ее попозировать на танцполе в клубе. Потом были рекламные съемки для филадельфийских газет, которые укрепили в девушке уверенность в том, что моделинг - это ее.
Близкие Джии вспоминают, что она хотела стать моделью всегда, так как была уверена в том, что именно это - её дело. По словам близких, Джиа точно знала, что может добиться успеха в модельном бизнесе. Поэтому она достаточно легко приняла решение переехать в Нью-Йорк. Тем не менее, сама Джиа говорила: "Я просто никогда не хотела стать моделью, это никогда не было моей мечтой, я как бы увлеклась этим". Мать Джии навещала её в Нью-Йорке так часто, как могла. Иногда только лишь для того, чтобы привести жильё дочери в порядок. Но всё же, большую часть времени Джиа находилась в одиночестве.
В Нью-Йорке Джиа попала под покровительство бывшей модели Вильгельмины Купер, владевшей модельным агентством "Вильгельмина". На свой дебютный кастинг Джия пришла в джинсах и растянутой футболке, поигрывая ножиком в кармане. Первые три месяца Каранджи выполняла небольшие заказы, однако быстро перешла в разряд наиболее востребованных моделей тех лет. Фотограф Артур Элгорт, с которым она работала во время фотосессии для "Bloomingdales", познакомил её с именитыми фотографами - Франческо Скавулло, Марко Главиано и Ричардом Аведоном, что стало для Каранджи началом карьеры супермодели.
Джиа стала знаменитой не столько благодаря нетипичной для фотомодели внешности (в те времена в модельном бизнесе были востребованы блондинки), но в первую очередь из-за её умения вживаться в абсолютно разные образы.
Фотограф Франческо Скавулло с восторгом отзывался о первой встрече с ней: "Она была удивительна, ей не нужно было ничего говорить, она сама знала, какую позу лучше принять, когда улыбнуться или закрыть глаза. За всю мою карьеру были всего три девушки, которые приходили в мою студию, и я говорил себе: "Вот это да!". Джия была одной из них".
Она отличалась от моделей того времени не только бешеной энергетикой и цветом волос, но и раскрепощенностью. При этом Джии было, что показать. Считалось, что у нее самая красивая грудь среди моделей - даже ретушеры разводили руками и отказывались обрабатывать ее фотографии. В 1978 г. Каранджи снялась в своей самой скандальной фотосессии: она позировала полностью обнаженной за сеткой забора. Все остальные модели отказались от предложения фотографа Криса фон Вангенхайма, проводившего необычную съемку для журнала Vogue. А вот Джия даже не раздумывала. Тот эпизод из жизни очень красочно воссоздал режиссер Майкл Кристофер в биографической драме "Джия" с Анджелиной Джоли в главной роли.
Съемка стала для нее прорывом, и после этого ей стали предлагать сотрудничество самые крупные модные дома: она снималась для Versace, Giorgio Armani, Diane Von Furstenberg и Christian Dior и блистала в объективах легендарных фотографов, таких как Хельмут Ньютон и Артур Элгорт. В 18 лет Каранджи зарабатывала 100000 долларов в год. В то время это было больше, чем могла получить какая-либо другая модель.
Джию Каранджи часто называют первой супермоделью - во-первых, из-за ее баснословных по тем временам гонораров, во-вторых, из-за яркой личности. А еще те несколько лет, которые ей удалось продержаться на пике славы на рубеже 70-х и 80-х годов, она работала очень профессионально - результаты получались абсолютно гипнотические. За талант и харизму ей готовы были платить любые деньги и прощали все капризы - вплоть до срывов съемок в последний момент из-за того, что ей не понравилась прическа.
Анжелина Джоли, сыгравшая Каранджи в байопике "Джиа" 1998 года, пересмотрела все записи с моделью, когда готовилась перевоплотиться в нее для экрана, - и была сражена энергетикой звезды. "Когда она была ото всего свободна и могла просто быть собой, Джиа была невероятна. В этом и ее трагедия. Ты смотришь и думаешь - боже, ей не нужны наркотики. Она сама наркотик". Актриса настолько впечатлилась своей героиней, что позже в интервью признавалась, что мечтала бы стать ее любовницей.
Со стороны казалось, что у Джии было все - красота, слава, поклонники, солидный счет в банке. Но в итоге эти привилегии обернулись ее проклятием. Каранджи было сложно доверять людям, потому что она думала, что им нужны от нее либо деньги, либо секс. "В этом городе все ищут секс, наркотики и деньги, - писала она в своем дневнике. - Все видят красоту, но никто не видит боли…". Тем не менее она не бросала попыток найти себе кого-нибудь - ее часто видели в гей-клубе DCA. Модель не скрывала своих предпочтений и открыто называла себя лесбиянкой. Она несколько раз была в серьезных отношениях, но любовь, которая могла бы стать ее опорой по жизни, так и не встретила. Друзей Джии тоже можно было перечислить по пальцам - в основном это были либо модели, либо визажисты. Иногда она приезжала к ним после рабочего дня, просто чтобы ее кто-нибудь обнял. Но в основном Каранджи, когда не веселилась в "Студии 54", проводила вечера в своей квартире одна. Ее брат Майкл позже говорил в интервью, что считает самой большой ошибкой своей семьи то, что никто не поехал в Нью-Йорк вместе с Джией.
Оказавшись тет-а-тет со стрессом и одиночеством, Каранджи попыталась сбежать от него с помощью наркотиков. В те времена многие модели их принимали, но только на тусовках. Джиа тоже начала с кокаина перед танцами, а закончила тем, что перешла на героин в перерывах прямо на съемках. Ситуация окончательно вышла из-под контроля в 1980 году, когда умерла Вильгельма Купер, ставшая для Джии второй матерью. Фотографы и редакторы знали о проблемах Каранджи, но первое время делали вид, что все в порядке - ведь в кадре она по-прежнему смотрелась фантастически.
Однако новость о том, что ее близкий друг, фотограф Крис фон Вангенхайм, погиб в автокатастрофе, стала очередным поводом "слететь с катушек".
Джиа все чаще вела себя непредсказуемо. Могла сказать Ричарду Аведону, что отойдет со съемки купить сигарет, и не вернуться на площадку. Или будучи под наркотиками, заснуть прямо перед камерой. В итоге ей пришлось поменять модельное агентство, сделать несколько перерывов в работе, лечь в больницу - но эффект от этого был только временный. В 1983 году Каранджи вынуждена была окончательно оставить свою карьеру.
К концу 1985 года зависимость Каранджи укреплялась по мере того, как она переезжала из одного места в другое. Состояние ее здоровья ухудшилось. Осенью 1986-го Каранджи была госпитализирована: она спала на улице под дождем, была сильно избита и изнасилована. Анализы крови показали, что она страдает осложнениями, связанными со СПИДом. Парадоксально, но он помог ей получить то, чего она страстно желала всю жизнь, - заботу и внимание матери. Кэтлин Каранджи практически не отходила от дочери ее последние месяцы и не разрешала никому заходить к ней в палату.
После выявления страшной болезни Джиа прожила всего полгода и скончалась 18 ноября 1986 года. Ей было всего 26 лет.
"Слишком красивая, чтобы умереть. Слишком неистова, чтобы жить…" - эти слова стали не только эпиграфом к фильму, но и, по большому счету, лейтмотивом всей ее яркой, но такой недолгой жизни…